Откатные ворота своими руками: материалы и алгоритм действий + 50 фото

Калитка в воротах

Владельцы частных домовладений часто задумываются над тем, какие ворота установить у себя при въезде на участок. Вариантов несколько и каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Но главный критерий – цена, именно она является отправной точкой в процессе определения модели. Поговорим о том, можно ли изготовить откатные ворота своими руками? Выгодно ли будет их изготовление и с чего начать процесс возведения, не имея опыта в этом деле?

Конечно, процесс изготовления не для новичков, но при желании, с ним можно разобраться, изучив наши рекомендации и пошаговые инструкции по выполнению работ. Но для начала, определитесь с типом откатных ворот.

Откатные ворота

Разновидности откатных систем ограждения

В зависимости от ваших потребностей и условий функционирования, подберите для изготовления тот тип откатных ворот, которые максимально будут соответствовать вашим требованиям. Но для начала, ознакомьтесь с их преимуществами и недостатками.

Подвесные ворота откатного типа

Ворота этого плана представляют собой полотна, навешенные на верхнюю планку, закрепленную на определенной высоте. Такие конструкции часто встречаются на крупных предприятиях, на которых отмечается прохождение габаритных машин.

Большой плюс такой системы – надежность, но и без минусов не обойтись. В первую очередь – это стоимость на материал, и вес конструкции, а во-вторых, верхняя планка часто становиться препятствием к прохождению высоких машин, что не всегда удобно.

Роликовая система

Откатные ворота по рельсам

Этот вариант наиболее востребованный в силу своей надежности. Устанавливая такие ворота вы не просто экономите свободное пространство, а делаете это максимально эффективно. Полотно отъезжает вдоль забора ровно настолько, насколько позволяет ширина проема.

Кроме того, такая конструкция очень прочная. Полотно движется вдоль проложенной внизу рельсы и для надежности фиксируется в верхней точке, в месте, где полотно останавливается при открывании.

Единственный недостаток такой системы, это постоянный контроль за чистотой рельсы. Помимо мусора, препятствием для движения полотна может быть и снег, поэтому владельцам таких ворот необходимо взять за правило обслуживание этой системы, для обеспечения беспрепятственного открытия полотна.

Нижние ролики

Консольные ворота откатного типа

Учитывая недостатки первых двух типов ворот, ограничение верхней или нижней планкой, были изобретены консольные ворота, которые считаются самыми сложными в изготовлении. Крепление полотен выполнено при помощи роликовых блоков и направляющих балок, расположенных в нижней части конструкции.

Консольное движение

Иногда система крепления располагается в центральной части полотна, или сверху. Это оправдывается в том случае, если есть возможность закрепить роликовые блоки на стене капитального строения. Если такой возможности нет, то придется заняться дополнительным сооружением силовой конструкции, способной выдержать вес полотна.

Способы крепления

Чтобы не выполнять лишних мероприятий по возведению стен, используют нижнее крепление полотен.

Оперируя предоставленной информацией можно сделать вывод, что наиболее практичным вариантом для частного владения являются откатные ворота консольного типа. Но у них еще ряд преимуществ, о которых не стоит молчать.

Преимущества консольных ворот откатного типа

Если вы все еще сомневаетесь в правильности своего решения, проанализируйте еще несколько аспектов:

  • Отсутствие открывающихся полотен экономит полезное пространство участка и не повредит транспортное средство при открытии ворот.
  • Отсутствие ограничений по высоте.
  • Отсутствие блокировки ворот в случае обильных снегопадов, ввиду того, что полотна находятся на расстоянии 10 см от поверхности земли.
  • Простая система открывания, позволяющая ребенку привести в движение полотна.
  • Продуманная система крепления и движения полотен, с защитой от неблагоприятных погодных условий.
  • Устойчивость к высоким порывам ветра, благодаря четко спланированной системе крепления полотен.
  • Возможность оборудования систему откатных ворот электроприводом.

Несмотря на все плюсы, не стоит забывать и о минусах. И хотя их немного, но сбрасывать со счетов их не стоит.

  • Консольная конструкция достаточно сложная в исполнении.
  • Установка консольной системы требовательна к свободной площади забора. Обычно, конструкция занимает расстояние, в полтора раза больше ширины проема.
Система откатных ворот

Возможные препятствия к установке ворот

Если вопрос с установкой ворот решен, еще раз проверьте, нет ли препятствий к их установке.

Препятствием к установке может быть:

  • Неровность рельефа, мешающего свободному перемещению полотна.
  • Отсутствие свободного пространства вдоль забора для крепления реечного механизма, протяженностью в полторы ширины проема ворот.
  • Изогнутая линия забора, препятствующая движению полотна.
  • Калитка, расположенные на пути движения ворот.
  • Узкий переулок, вынуждающий увеличить угол маневрирования машины для заезда на территорию.

Последний пункт не столько препятствие, сколько дополнительная статья расхода. Потому что для возможности заезда на территорию придется расширить ширину проема, соответственно и консольные ворота, а значит, и увеличить количество приобретаемого материала.

Принцип движения

Проектирование откатной конструкции

Ни один проект не обходится без подготовки чертежа, материалов и инструментов. Чтобы все расчеты были максимально правильными, необходимо знать габариты будущей конструкции.

Размеры ворот

Для определения этого параметра нужно знать:

  • Габариты автомобиля
  • Угол маневрирования
  • Дополнительный зазор, между опорными столбами ворот и шириной автомобиля.

Если воротами будут пользоваться владельцы легковых машин, то оптимальная ширина ворот будет от 2,5 до 3 метров. Если вам потребуется загонять грузовые машины или трактора, то минимальная ширина проема должна быть 3,5 метра.

Чертеж

Если возможность перпендикулярного заезда на участок ограничивается, то единственным вариантом для маневрирования будет движение автомобиля под углом, а это требует увеличения ширины проема в 1,5 раза. Поэтому полотно, шириной 4,5 метра будет оптимальным вариантом для всех случаев.

Кроме определения ширины проема с учетом автомобиля и непредвиденных ситуаций необходимо добавить 20 см к полученному результату. Это позволит перекрыть щели, между полотнами и опорными столбами в закрытом положении ворот.

Что касается высоты полотен, то их делают немного меньше, чем высота забора. Объясняется это тем, что при установке забора зазор между уровнем земли и полотном – минимальный. При установке ворот этот зазор составляет 10 см от уровня земли. Поэтому, при установке роликовых систем для движения полотен учтите этот факт, чтобы верхняя часть была на одном уровне с ограждением.

Схема

Чертежи

Проекты откатных систем легко найти в интернете и при необходимости адаптировать их под свои размеры. Если ни один из найденных вариантов вам не подходит, попробуйте самостоятельно разработать чертеж будущей конструкции или обратитесь в специальные фирмы, занимающиеся проектированием и разработкой чертежей ворот, и последующей их установкой.

Чертеж с размерами

В качестве ознакомления можете посмотреть чертежи, представленные в нашей статье.

Принцип сборки

Подготовка к работе

Прежде чем вы приступите к работе, займитесь закупкой материалов и подготовкой инструментов.

Фурнитура для ворот и обшивка

В специализированных магазинах можно приобрести готовые комплекты к воротам, в зависимости от ширины проема и веса конструкции. Поэтому перед посещением магазина вы должны знать оба этих параметра.

В комплектацию ворот входит:

  • Направляющая для нижнего крепления створки;
  • Скоба с роликами;
  • Опорная роликовая система;
  • Улавливатели;
  • Роликовая конструкция для движения полотна;
  • Подставка для опоры;
  • Заглушки.
Ролики

Кроме основных частей, необходимо продумать, какой материал будет использован в качестве обшивки каркаса. На сегодняшний день выбор такого материала очень обширен, но самыми популярными вариантами являются:

  • Профнастил
  • Сталь
  • Поликарбонат
  • Вагонка
  • Ковка
  • Филенка

Помните, что кованые элементы или филенка значительно увеличивают вес готового изделия.

Филенка

Материалы и инструменты

При подготовке инструментов ориентируйтесь на план работ. Вам понадобится весь перечень инструментов, используемых при слесарных и столярных работах, а также при наведении раствора.

Металлопрокат

Кроме инструментов нужно закупить материалы:

  • Профильные трубы для каркаса, 50х50 мм или 60х40 мм – 18 метров
  • Трубы, сечением 40х20 мм – 20 метров
  • Для изготовления закладной опоры швеллер № 20
  • Листовую сталь
  • 15-20 м арматуры, толщиной 10-12 мм
  • Цементно-песчаную смесь для раствора.

Кроме перечисленного, заранее продумайте о варианте окрашивания каркаса и полотна, чтобы приобрести соответствующие материалы.

Пошаговый процесс изготовления

Если кратко, то процесс возведения состоит из нескольких пунктов:

  • Сооружение опор
  • Подготовка фундамента
  • Изготовление каркаса и его обшивка
  • Сборка системы
Откатные полотна

Установка опор

Опорные конструкции основная часть ворот, от того, насколько ответственно вы отнесетесь к этому этапу работ, будет зависеть срок эксплуатации и качество выполненной работы.

Для опорных блоков чаще всего используют:

  • Деревянный брус
  • Металлические трубы или швеллера
  • Красный кирпич
  • Бетонный раствор

Ширина ямы для установки опор должна быть не менее 50 см, глубина бетонирования не менее 1 метра.

Установка опор

В процессе возведения кирпичных опор одновременно вставляются закладные, в виде стальных листов, к которым привариваются арматура или проволока. В процессе возведения опорного блока эти прутья заделывают в швы, регулируя высоту нащельников.

Фундамент

Заливка фундамента начинается с подготовки траншеи, ширина которой составляет 50 см, а длина на 20-30 см должна превышать расстояние, предназначенное для створки в открытом положении.

Заглубление опор

Алгоритм заливки фундамента выглядит таким образом:

  • Первое что нужно сделать, это подготовить котлован, шириной 50 см, и глубиной 1-1,5 м.
  • В него нужно установить закладную, изготовленную из прутьев. Для этого понадобиться подготовить несколько длинных прутьев, ориентируясь на глубину траншеи, и несколько коротких, которые в последствии станут перемычками в каркасе.
  • Длинные прутья привариваются к боковым сторонам швеллера, с интервалом 30 см.
  • Короткие прутья привариваются попарно, на расстоянии 70-80 см от швеллера.
  • Готовый каркас закладной опускается в траншею, с учетом того, что верхняя часть швеллера должна быть на одном уровне с покрытием проезжей части.
  • Осталось установить опалубку и залить все бетонным раствором.

Чтобы бетон набрал нужную прочность, должно пройти не менее 28 дней, после чего можно продолжать работы по возведению ворот.

Фундамент

Изготовление каркаса и его обшивка

Прежде чем вы приступите к изготовлению каркаса для полотна, необходимо подготовить горизонтальную поверхность, для удобства соединения частей створки и контроля правильности их соединения уровнем или шнуром.

Сборка каркаса

Процесс изготовления каркаса выглядит таким образом:

  • Первое что нужно сделать, это каркас полотна. Для этого берут направляющий рельс и к нему фиксируют трубу, сечением 50х50 мм, посредством сварки. К верхней части каркаса последовательно приваривают вертикальные трубы, формируя тем самым откос и верхнюю поперечину.
  • Сварочные швы выполняются в шахматном порядке, чтобы предупредить перегрев в участках соединения. Сам шов выполняют небольшими спайками, длиной 2 см, через равный интервал 50-60 см.
  •  К готовому каркасу приваривают перемычки, из труб, сечением 40х20 мм. Это позволит обеспечить прочное крепление обшивки к каркасу.
  • Сварочные швы зачищаются шлифовальной машиной, и покрываются грунтовкой.
  • Так как покрасить каркас с обшивкой будет проблематично, эту часть работы выполняют до установки профнастила или другого материала. Для окрашивания подходит алкидная краска, нанесенная в 2-3 слоя.
  • После того, как краска высохнет, можно приступать к обшивке каркаса.
Установка каркаса

Сборка конструкции

После того, как все элементы ворот изготовлены, можно приступать к финальной части возведения – сборке конструкции.

Алгоритм сборки выглядит таким образом:

  • При помощи шнура выполняют предварительную разметку траектории движения полотна ворот. Для этого шнур натягивают вдоль забора. Расстояние между шнуром и асфальтом или плиткой должно быть 15-20 см.
  • Следующий этап – определение места фиксации роликовой конструкции. Чем дальше будут располагаться опоры друг от друга, тем меньше окажется нагрузка на роликовую систему. Но ближайший комплект роликовой системы устанавливается через 15 см от стороны отката.
  • Для определения расположения задней опорной части необходимо провести некоторые расчеты: из длины воротного полотна вычесть 10 см. Полученное число отмечают от принимающей опоры, для последующей установки улавливателей.
Расположение консольных систем
  • По отмеченным точкам устанавливаются площадки для поддержки роликовых блоков, и прихватываются сваркой. После этого на закрепленные пластины устанавливаются ролики.
Сварка конструкции
  • Выполняют предварительную установку ворот, помещая створку на роликовую систему. Проверяют фиксацию всех элементов и снимают створку, с последующим демонтажем тележки.
  • Посредством сварки фиксируют регулировочные пластины.
Установка нижних направляющих
  • После приваривания роликовые системы и воротная створка возвращается на место, с дальнейшей фиксацией в закрытом положении.
  • Проверяют горизонтальность установленных ворот при помощи строительного уровня. Для коррекции отклонений используют регулировочные болты поддерживающих площадок.
Крепление деталей
  • Для крепления накатного ролика используются болты и сварка.
Роликовый механизм
  • На верхнюю крайнюю часть откатного полотна устанавливается ограничитель для роликовой системы. А поддерживающая шина фиксируется при помощи сварки.
  • После выполнения этих работ производится регулирование ворот по вертикали.
Верхний улавливатель
  • Осталось установить нижний улавливатель. Для определения места его расположения необходимо зафиксировать створки в закрытом положении, завести скобу улавливателя под опорный ролик и прижать до упора. Для крепления улавливателя принято использовать болты, чтобы в случае необходимости можно было производить регулировку.
Нижняя рельса
  • В этом же положении выполняют разметку и для крепления верхнего элемента улавливателя и аналогичным способом закрепляют его на столбе.
Верхний улавливатель

После установки ворот производят финальную проверку и регулировку всех систем. Осталось закрыть заглушками торцевые части направляющих и зачистить и закрасить сварочные швы.

Готовая конструкция

Заключение

Откатные ворота своими руками идеальное решение для тех, кто хочет немного сэкономить на обустройстве своего участка. Если правильно разработать чертеж, и соблюдать перечисленные этапы работ, то проблем не возникнет даже у тех, кто никогда не занимался подобными работами.

Видео изготовления откатных ворот своими руками

Фото откатных ворот своими руками

Откатные ворота на участке
Ворота обшитые металлопрофилем
Ворота с калиткой
Систему укрепления полотна
Калитка в воротах
Филенчатые ворота
Система открывания
Деревянная обшивка
Внешний вид
Деревянная обшивка
Каркас на примерке
Пример оформления
Верхнее крепление
Ворота отдельно от калитки
Принцип движения полотен
Внешняя сторона
Вид со двора
Ворота отделанные деревом
Металлические полотна
Устройство электропривода
Принцип движения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: