Тележка своими руками для мотоблока: конструктивные особенности и последовательность сборки +38 фото

Двухколёсный самоходный мини трактор является многофункциональным помощником в любом хозяйстве. С ним быстрее и легче обрабатывать грядки на огороде, приводить в порядок сад, вывозить урожай и растительные отходы. Однако при отсутствии вместительного прицепного устройства большинство функций оказываются недоступными.

Собрать тележку своими руками для мотоблока вполне возможно без особых финансовых затрат и специальных знаний. Невзирая на доступность технологии, некоторые нюансы в сборке прицепа всё же существуют. В статье рассматриваются конструктивные особенности универсального дополнения и правила его монтажа. Также приводится подборка советов специалистов, ознакомление с которыми поможет избежать многих ошибок.

Конструктивные особенности тележки

Движущаяся конструкция с функцией перевозки тяжёлого груза должна иметь достаточный запас прочности. Это позволит использовать прицеп на бугристых участках пути.

Устройство тележечного типа состоит из четырёх основных узлов:

  • рама;
  • кузов;
  • колёса;
  • водило.

Чаще всего для соединения этих деталей используют сварку. Крепёж болтами не гарантирует надёжность конструкции в процессе эксплуатации.

Для удобного применения прицепа предусматриваются дополнительные элементы:

  • подножка;
  • сидение для водителя;
  • кронштейн для навесных приспособлений мотоблока;
  • опорные балки (3 шт.);
  • консоль и пр.

Разработка проекта

При желании собрать своими руками тележку, не стоит полагаться исключительно на собственные знания. Процесс не содержит сложных технологий, но имеет уйму нюансов. Наличие проекта поможет избежать грубых ошибок, которые при исправлении требуют много времени и дополнительных денежных вливаний.

Определение технических параметров

Проект составляется с учётом технических параметров прицепа, включающих:

  • грузоподъёмность;
  • габариты;
  • размеры материалов для изготовления основных узлов и пр.

Среди ассортимента тележек заводской сборки есть модели грузоподъёмностью от 300 до 1000 кг. Их кузова отличаются также различными габаритами. Широкий выбор прицепов даёт возможность укомплектовать мотоблок наиболее подходящим устройством. Поэтому, определяя технические параметры самоделки, нужно принимать во внимание технические характеристики имеющегося в хозяйстве моторизированного помощника.

Все существующие прицепы условно разделены на 3 вида:

  • лёгкие;
  • средние;
  • тяжёлые.

Эти категории соответствуют классификации мотоблоков.

  1. Лёгкие – это устройства мощностью до 4,8 л. с. Рекомендуемые параметры тележки: грузоподъёмность до 300 кг; наличие одной оси; габарита кузова 0,85-1,15 м х 1 м. Высота бортов – 30-35 см. Для вывоза сена и скошенной травы могут дополнительно устанавливаться бортовые ограждения высотой до 60 см.
  2. Средние – агрегаты мощностью до 10 л. с. Ориентировочные параметры прицепа: грузоподъёмность до 500 кг; наличие одной оси; габариты кузова: 1 м х 1,5 м или 1,1 м х 1,4 м.
  3. Тяжёлые – техника мощностью более 10 л. с. Рекомендуемые параметры прицепа: грузоподъёмность до 1000 кг; наличие двух осей; размеры кузова: 2-3 м х 1,2 м. Для безопасной эксплуатации таких средств нужно оснащать тележку ручным тормозом.

Справка! Вне зависимости от принадлежности к тому или иному виду, задний борт прицепа следует сделать съёмным и откидывающимся. Это даст возможность производить выгрузку или погрузку более комфортно.

Составление чертежей

В процессе сборки прицепа избежать перекройки деталей и других ошибок поможет грамотно составленный чертёж. Делать его следует в масштабе по каждому узлу конструкции. Лучше, если вид его будет спроецирован с разных сторон. Каждую деталь для удобства описывают, указывая название, размеры, вид материала.

Справка! Готовые чертежи в масштабе дают возможность просчитать количество расходного материала, составить список необходимого инструмента.

Перед разработкой чертежей собирается для изучения такая информация:

  • основные и вспомогательные конструктивные детали, методы их соединения;
  • каким образом происходит движение прицепа, согласование с основным агрегатом;

  • предусматриваются ли в конструкции стояночные опоры;
  • планируется ли опрокидывающий механизм для облегчения разгрузки;
  • прочие технические детали по каждому узлу.
  • Пример шарнирного соединения водила с тележкой:

Какие материалы рекомендуется использовать

Основу конструкции представляет жёсткая сварная рама. Изготавливается она из швеллера. Сварку раскроенных уголков нужно производить качественно, соединения должны выдерживать большие нагрузки от покражи и езды по бездорожью.

Оси для колёс монтируют из металлического стержня (30 мм). Длина детали составляет минимум 1050 мм. К заготовке приваривают угловые опоры, продольный шарнир.

Справка! Согласно конструктивным особенностям внешние границы колёс вписываются в габариты кузова. Это важно учесть при определении длины оси.

При выборе материалов для работы предпочтение отдаётся недорогим, но достаточно прочным вариантам. При этом такие важные узлы, как рама и ось не могут изготавливаться из металлических заготовок, повреждённых коррозией. Основная часть нагрузки приходится именно на них, в сочетании с колебательными движениями уязвимый металл быстро даст трещину.

Для кузова часто выбирают древесину. Доски (20-25 мм) фиксируются по углам к каркасу болтовыми соединениями. Борта делают как из дерева, так и металлического листа. При разработке проекта стоит продумать откидной вариант. Так будет легче выгружать предметы большого размера и веса.

Колёса подойдут от старой сельскохозяйственной, авто техники или мотоциклов. Ось оттачивается под вымеренный диаметр. Такое решение позволит перевозить без проблем тяжёлый груз по непроходимым дорогам.

Сцепка изготавливается из двух отрезков труб разного диаметра. Для этих целей подойдёт также палец из тракторной сцепки и кусок трубы большего диаметра. В одной из деталей делают отверстие под крюк мотоблока.

В качестве поворотного узла используется подшипник подходящего размера. Он фиксируется при помощи сварочного аппарата. Подшипники закрываются специальными пыльниками, а свободное пространство заполняют смазкой. Таким образом, удастся предотвратить быстрый износ узла, создать защиту от негативного влияния внешних факторов.

Для днища идеально подходит листовой металл (2-3 мм). Если такой вариант кажется затратным, можно обойтись обрезной доской.

Подготовительный этап

Смонтировать прицеп к моторизованному агрегату будет проще, если подготовить всё необходимое для работы. На данном этапе уже составлены чертежи, имеется на руках проектная разработка с описанием технических данных. С учётом этой информации нужно рассчитать количество материалов и сделать их закупку. Но предварительно стоит провести ревизию у себя в гараже. Наверняка среди накопленных запчастей найдутся подходящие детали и метизы.

Справка! Для соединения основных узлов используется сварочный аппарат. Менять данный вид крепления на метизы не следует, такая конструкция прослужит недолго.

Для работы понадобится такой комплект деталей:

  • стальные уголки (50х25 мм, 40х40 мм);
  • обрезки труб различной формы;
  • брус (50х50 мм);
  • обрезная доска (20 мм);
  • пруд для оси;
  • колёса;
  • листовой металл (лист для днища, металлические обрезки для выполнения элементов сцепки и пр.).

Подготовленный материал раскраивается по размерам чертежа. Делать это нужно по каждому узлу отдельно, чтоб не забыть о мелочах. Когда обрезка будет завершена, можно приступить к зачистке металла и обработке его средствами защиты. Рекомендуется зачистить поверхности мелким абразивом и нанести на них антикоррозийный состав.

Аналогичные действия выполняются с деревянными заготовками. После подгонки размеров поверхности зачищают мелким наждаком и обрабатывают антисептическим раствором. Окрашивать древесину необязательно, но следует учесть, что наличие защитного покрытия продлевает эксплуатационный период.

Рама

Начинать работу нужно с монтажа рамы. Для этого раскроенные по размерам заготовки соединяются в решётчатый каркас с помощью сварки. Каждый приваренный элемент проверяют угольником. Далее по периметру рамы приваривают все мелкие детали. Завершается этап окрашиванием готового каркаса.

Данный фронт работ удобно выполнять на ровной поверхности. Вначале детали выкладываются и проверяются на соответствие размеров. Далее выполняется последовательное приваривание заготовок. На все стыки накладывают аккуратный шов.

Сборка ходового узла

Одним из важных элементов движущейся конструкции является ходовка. Колёса для неё можно использовать как новые, так и бывшие в употреблении с мотоцикла или старой автомобильной техники. Прут, взятый под ось, должен соответствовать диаметру подшипников. При наличии нестыковок выполняется заточка концов прута.

При проведении сварочных работ по монтажу оси рекомендуется применять косынки и угловые фиксаторы, которые придадут изделию жёсткости.

Для соединения мини трактора и прицепной конструкции изготавливается консоль. В последующем её нужно прикрепить к кронштейну навесного узла. Верхний фрагмент консоли должен повторять форму держака окучника, поэтому необходимо придать ей подходящую конфигурацию. Нижний фрагмент консоли формируется в виде оси. На ней в процессе эксплуатации с помощью подшипников будет вращаться поворотный механизм.

Для тележек, которые планируется использовать в связки с мощным мотоблоком, рекомендуется обустраивать ходовую часть из двух пар колёс (две оси). Такую конструкцию уместно оснастить также тормозной системой.

Последовательность установки тормозов:

  • на ступицу колеса зафиксировать барабан;
  • пространства между выступающими частями барабана заполнить проволокой;
  • проточить диск, приварить на его ободок обрезок трубы, чтобы предотвратить эффект скольжения;
  • закрепить диск на оси с применением втулки;
  • на оси установить тормозные колодки, после чего отвести от них к рычагу тросик.

Невзирая на то, что барабан крепится только на одну деталь ходового узла, в сочетании с тормозной системой мотоблока достигается желаемый эффект.

Соединение рамы и ходового узла

Для начала контролируется качество сборки оси. Делают это путём проверки параллельности расположения дисков колёс. Если нарушения не обнаружены, приступают к креплению ходовки к раме. Соединяются два узла рессорами, крайние точки которых устанавливают в кронштейны, ранее приваренные к раме. Балка фиксируется серьгой по центру рессорного элемента.

Справка! Рессорная группа оси должна оснащаться резиновыми втулками в кронштейне, где расположено его крепление с рамой.

После установки ходовой части нужно выполнить проверку её устойчивости на опрокидывание.

Кузовные работы

Разметка платформы под кузов выполняется таким образом, чтоб оставались припуски для фиксации стоек бортов. Переднее и боковые ограждения крепятся намертво. Задний борт оснащается дверными петлями. Съёмная часть конструкции облегчает процессы погрузки/разгрузки.

Борта телеги изготавливаются на основе рамы из уголков 25х25 мм. Заготовки сваривают встык, с внутренней стороны швы зачищают до уровня плоскости металла. После этого приступают к формированию днища кузова из листового металла (2 мм). Уложенный лист приваривают к раме по периметру небольшим швом, делая отступы по 3-5 см. В качестве обшивки бортов используются как листовой металл, так и деревянные доски (20-25 мм).

Справка! Последовательность установки бортов начинается с крепления переднего ограждения. Задний съёмный элемент монтирую в последнюю очередь путём приваривания петель и установки фиксаторов-защёлок.

Сцепное устройство монтируется в точке схождения балок дышла. Концы труб фиксируют с нахлестом и усилением к лонжеронам тележки.

Советы по монтажу

Как уже было отмечено, процесс сборки конструкции имеет массу нюансов. Советы профессионалов – это бесценные помощники для тех, у кого опыт отсутствует.

  • Кузов на телеге устанавливается таким образом, чтоб его собственный центр тяжести и вес груза располагались на поворотной оси равномерно.
  • При монтаже каркаса могут использоваться такие материалы, как: швеллер, двутавровая или профильная труба, трубопрокат с круглым сечением. Не стоит отдавать предпочтение заготовкам с прогрессирующей коррозией. При нагрузке в этих местах могут образоваться сильные деформации, что выведет прицеп из строя.
  • Для днища чаще используют обрезную доску (не менее 20 мм). Но конструкция прослужит дольше и будет обладать большей прочность, если обустроить дно из листового металла (2-3 мм).
  • Соединение тележки со сцепкой мотоблока должно быть надёжным, но в то же время обеспечивающим лёгкость поворота прицепной части вслед за движущим агрегатом. Одним из простых вариантов – применение стандартного сцепного устройства для автомобильных прицепов.
  • Для комфортной эксплуатации прицепной конструкции рекомендуется со стороны переднего ограждения установить сидение для оператора. Функцию опорных элементов выполняют: профильная труба, лист фанеры и/или обрезная доска.

Смастерить тележку своими руками для мотоблока вполне реально, если грамотно подготовить проект и чертежи, придерживаться последовательности выполнения операций. Надёжный помощник существенно облегчит полевые и садовые работы, раскроет все функциональные качества мини трактора.

Видео как сделать тележку для мотоблока

Фото тележки своими руками

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: